Жизнь после карантина – почему мы не вернемся в офис?

Запросить консультацию по программе и ценам

Пандемия в связи с эпидемией коронавируса разрушила привычные экономические, социальные, деловые и прочие связи. После восстановления ситуации в мире многие из них предстоит выстраивать заново, не исключено, что некоторые из них изменятся до неузнаваемости.

В данной статье речь пойдет о том, насколько будет востребована удаленная работа после снятия существующих ограничений.


Пандемия закончится, а удаленка останется

Миллионы людей по всему миру начали привыкать к удаленной работе — рабочий стол в офисе сменился на письменный в квартире, на личном компьютере появились новые программы, а видео-конференции заменили привычные встречи.

Возможно, вирус помимо печальной статистики откроет нам новые горизонты и даст толчок к развитию, позволив преодолеть преграды, которые раньше не удавалось. Люди станут внимательнее и серьезнее относится к работе в дистанционном формате, а важность результата станет преобладать над временем работы.

Однако на данный момент мы даже не можем сказать точное количество россиян, которые под влиянием обстоятельств перешли на удаленку. Это вполне объяснимо – многим работодателям и работникам самостоятельно пришлось разбираться в особенностях дистанционной работы, ведь в Трудовом кодексе пока что не существует понятия дистанционной занятости. В нем написано, что работник может быть дистанционно занят, только если он подписал соответствующий контракт. Многие не оформляли никакие договоры, а работали то дома, то в офисе в зависимости от ситуации с вирусом. Конечно, статистики без бухгалтерской отчетности быть не может, однако очевидно, что число работников на удаленке возросло в разы.

На дистанционную работу перешли целые отрасли экономики – образование, наука, торговля и другие. Вполне возможно, что данный переход заставит задуматься о сохранении такого режима работы и после окончания карантина.

Какие компании готовы сохранить удаленный режим работы?

Нацеленность на результат – именно такая установка позволит многим работодателям позволить своим сотрудникам работать, где те посчитают нужным. Действительно, какая разница где выполнено задание — важен только результат.

Так пандемия изменила сознание многих. «Фейсбук» и «Гугл» уже заявили, что их работники до конца года не вернутся в офис. А «Твиттер» разрешил своим сотрудникам остаться дома навсегда. Однако в США и Европе на условиях удаленной занятности и до пандемии работало около 30% занятых. В России дела обстоят иначе — до вынужденных мер только 4% работников работали вне офиса.

Тем не менее, многие крупные компании оценили эффективность удаленки и задумались о сохранении такого режима работы в будущем.

Российские компании-гиганты из топ-50 планируют после стабилизации ситуации перевести хотя бы часть персонала на удалённую занятость.

В «Газпром нефти» одним из перспективных вариантов станет комбинированный подход, сочетающий очный и онлайн-режимы. Такой же вариант рассматривают и в «Ростелекоме».

«Билайн» начал внедрять проект удаленной работы еще четыре года назад, что позволило значительно сократить затраты на аренду офисов и уменьшать их площадь на четверть. Ситуация в связи с пандемией позволит и дальше активно изучать разные сценарии использования дистанционной работы.

В Х5 Retail Group планируется перевести на удаленную работу не менее 30% персонала, отметили в пресс-службе компании. Переход части сотрудников на дистанционный режим работы рассмотрят и в «Ленте».

Переход на удаленную работу поможет компаниям сберечь от 15 до 35% бюджета – не будет необходимости арендовать офисное помещение, нанимать охрану, оплачивать коммунальные услуги. Удаленная занятость позволит сэкономить деньги не только на аренде, но и на организации рабочего места для сотрудника.

Почему не все готовы на данные меры?

Несмотря на технические возможности, в ближайшем будущем не все компании планируют перейти на дистанционный формат. Большинство работодателей отказались сохранить удаленку после пандемии.

Если крупным и средним компаниям удавалось перевести на удаленку всех сотрудников чаще, то мелкие предприятия столкнулись со многими проблемами.

Одними из них стали низкое техническое обеспечение организации и трудности с принятием решений без оглядки на Трудовой кодекс, в котором удаленная работа не была закреплена на законодательном уровне.

Но самая большая проблема — это отношение работодателей, которые считают, что производительность работников, работающих вне офиса, намного ниже. Хотя по результатам исследований выявлено, что больше половины сотрудников работающих удаленно трудятся более производительно. Многие работодатели уверены, что работники на удаленке вообще могут получать меньшую зарплату, ведь работодатель вроде как избавляет их от таких расходов, как деньги и время на проезд, ланч в кафетерии, позволяя работать, когда те захотят.

Однако такое суждение ошибочно. Куда логичнее и справедливее оценивать работу по результату, а не по отработанному времени, ведь и 8 часов в офисе работник может проводить впустую.


Какая же она жизнь вне офиса?

Удаленная работа действительно имеет и положительные, и отрицательные стороны при чем для обеих сторон – работодателей и работников.

Одной из основных проблем в офисе являются расходы на организацию рабочего пространства, о которых было сказано ранее. Помимо этого, занимает время и создает дополнительные траты как для сотрудников, так и для руководителей дорога до офиса. И, несмотря на то, что многие работодатели считают, что в офисе имеют больше возможностей контролировать исполнение обязанностей работников, в любом коллективе всегда будет место для разговоров с коллегами, перекуров, затянувшихся обеденных перерывов.

Однако удаленка не решает всех этих проблем и имеет не только положительные стороны.

Для работодателей главной трудностью становится вопрос контроля и связи с работниками. Как отследить присутствие на рабочем месте, если в Трудовом кодексе – рабочее место – это пространство, подконтрольное работодателю, а на удаленке это физически невозможно. В какое время уместно связаться с работником, если свой режим работы он выстраивает самостоятельно? Что считать прогулом? — и многие другие вопросы, которые пока что не регулирует законодательство.

Для работника на удаленке, конечно, открываются дополнительные возможности – больше времени дома рядом с семьей, свободный режим работы и отдыха, сокращение издержек на еду не дома и дресс-код. Помимо этого, в Трудовом кодексе планируется закрепить возможность работодателей возмещать затраты на электроэнергию и амортизацию личного компьютера работника.

В то же время дистанционный режим работы влечет за собой большие проблемы – это нехватка живого общения, фокус только на экономической роли работника без должного внимания к социальной, отсутствие впечатлений и однообразный рабочий день.

Но, наверное, самой серьезной проблемой является непонимание со стороны родственников, которые часто пытаются вовлечь дистанционного работника в домашние дела, постоянные отвлекающие факторы, отсутствие необходимой техники.

Все эти трудности указывают на то, что переход на удаленную работу должен быть организованным и постепенным. Резкие и быстро реализованные карантинные меры показали неготовность многих работников выполнять свои обязанности удаленно, особенно в тех случаях, когда домашний офис приходится делить с другими членами семьи и когда дети дома. Компьютеры и смартфоны у многих совершенно не предназначены для того, чтобы продуктивно работать из дома, не говоря уже о тех случаях, когда в семье один только компьютер. Ситуация, когда он одновременно нужен работающим на удаленке родителям и учащимся детям неизбежно оборачивается конфликтами и стрессом.

В любом случае, мы можем сделать вывод о том, что пандемия и вынужденная самоизоляция наверняка изменят мир труда, заставив работодателей внимательнее присмотреться к возможностям удаленной занятости.

Это позволит осуществить переход к совершенно иной экономике, более рациональной и адекватной, в центре которой будет удаленная интеллектуальная работа.

Техническая сторона вопроса

Работа в условиях пандемии показала, что в настоящее время развитые средства коммуникаций могут сделать деятельность во многом более эффективной, а личные встречи зачастую излишни.

Невозможность бумажного делопроизводства вне офиса доказало реальную эффективность таких сервисов, как электронный документооборот. Даже после окончания пандемии сервисы ЭДО продолжат активно применяться, поскольку они удобнее, сокращают время на обмен документами и офисные расходы.

Большое значение приобретают управление и контроль информационных ресурсов. Если раньше в периметре корпоративной сети и на корпоративных устройствах был возможен дополнительный контроль доступа и перемещения конфиденциальной информации, то обеспечить такой контроль за пределами сетевого периметра и на домашних устройствах сложнее. Поэтому важно наделять сотрудников минимально необходимым набором полномочий, своевременно блокировать доступ и осуществлять регулярные проверки. Эти задачи традиционно решают системы класса Identity Management (IDM). Также с развитием онлайн-сервисов дополнительную актуальность приобретают системы класса Single Sign-On (SSO), которые могут применяться для прозрачной и усиленной аутентификации не только в корпоративных, но и в клиентских приложениях.

Работодателю будет необходима возможность контролировать, чем занимается работник, с помощью технических средств, специального ПО. Например, делать случайным образом скриншоты его экрана несколько раз в час, получать информацию, на какие сайты он заходил в течение дня, устраивать онлайн совещания и много другое.

Все это дает стимул развиваться разработчикам различных программных обеспечений, адаптируюсь к условиям изменяющейся реальности.

Скачать бесплатную версию программы

authorЖизнь после карантина – почему мы не вернемся в офис?