Адаптация к пандемии: новое в табеле и трудовом кодексе

Запросить консультацию по программе и ценам

«Известия» сообщают, что в Трудовой Кодекс могут внести поправки, которые предусмотрят правила работы на удаленке и урегулируют социально-трудовые отношения. Министерство труда и социальной защиты в целом поддержало поправки в Трудовой кодекс, раскрывающие основные понятия и условия режима удаленки. Документ защищает различные права дистанционных сотрудников, как, например, право не находиться на связи круглосуточно, возможность компенсировать расходы на электроэнергию и амортизацию личного компьютера и другие.

Однако карантинные каникулы повлекли за собой множество вопросов и со стороны работодателей, одним из основных стал вопрос — как заполнять табель учета рабочего времени в нерабочие дни?

Ответ на этот и другие вопросы читайте в нашей статье.


Что представляют из себя «нерабочие дни с сохранением заработной платы»?

В трудовом законодательстве понятия «нерабочий день» пока что не существует. В трудовом кодексе есть два термина:

1.Выходные дни.

2.Нерабочие праздничные дни.

А вот просто нерабочих дней в трудовом кодексе нет. Как нет и подходящего кода для таких дней среди кодов, которые используются в табеле учета рабочего времени.

Почему нельзя использовать привычные обозначения?

Эти дни не относятся ни к выходным, ни к нерабочим праздничным, поэтому привычные коды «В» и «ОВ не подходят. Нельзя также проставить отметку о явке в эти дни, так как код «Я» подразумевает присутствие на работе.

Какой код проставлять в табеле, если ни один из существующих не подходит?

Работодателям необходимо самостоятельно утвердить специальный новый код для отражения в табеле учета рабочего времени нерабочих дней с сохранением заработной платы. Например, «ОД» (оплачиваемый день) или «НОД» (нерабочий оплачиваемый день).  В приказе нужно прописать, что эти дни не относятся ни к выходным, ни к праздничным дням, зафиксировав, что за эти дни за работником сохраняется именно заработная плата. Помимо этого, работодатель вносит изменения в учетную политику, утвердив новую форму табеля.


Что ставить в табеле, если работа организована удаленно?

В таком случае у работодателя должен быть приказ, в котором определены списки работников, переведенных на дистанционный формат работы, а также составлены дополнительные соглашения, определяющие режим работы таких работников.

Специального кода для удаленной работы нет. Можно использовать привычный код «Я». Главное, чтобы из документов следовало, что работник физически не присутствует на рабочем месте.

Если программное обеспечение работодателя позволяет вносить в него изменения, можно дополнить табель кодом для удаленной работы, например, «УД», и утвердить приказом соответствующие изменения. Это поможет работодателю различать тех, кто работает на «удаленке» и тех, кто присутствует на рабочем месте.

Как отображать прогул работника на «удаленке» в табеле?

Уволить дистанционного сотрудника за прогул практически невозможно. Прогулом считается отсутствие сотрудника на рабочем месте в течение 4 часов подряд или в течение всей смены/рабочего дня. Рабочим местом, согласно ТК РФ, является место, находящееся под контролем работодателя, где сотруднику нужно находиться для выполнения работы. При дистанционной работе рабочее место сотрудника не подконтрольно работодателю. Работодатель в этой ситуации не может поставить в табеле код «НН» за прогул.

Но выход из этой ситуации есть.

Если сотрудник в течение некоторого времени не работает, его можно привлечь к ответственности за неоднократное неисполнение должностных обязанностей. В табеле учета рабочего времени нужно поставить код «Я», а сам факт невыполнения работы зафиксировать подтверждающими документами.

Мнение экспертов о сложившейся ситуации и техническая сторона вопроса:

Изменения, которые происходят сейчас, — это своего рода проверка того, как быстро и грамотно мы можем адаптироваться к происходящему. Безусловно, нам всем нужны нестандартные решения, особенно от провайдеров программ электронного документооборота.

На рынке существуют различные программные обеспечения для учета кадров, включая табели учета рабочего времени. В связи с возможными изменениями в законодательстве, в условиях меняющегося мира профессиональные разработчики уже внесли необходимые изменения в соответствующие программы.

В частности, к одной из таких программ относится «Отдел Кадров Плюс», реализовавшая различные дополнения в связи с новым режимом работы. Одно из них – это возможность пользователям самостоятельно вносить изменения в базовые настройки программы, чтобы «привязать» любые новые коды и обозначения для табеля и приказы о назначении нерабочих дней с сохранением заработка и назначении рабочих дней на условиях удаленной работы из дома.

Что касается изменений в связи с возможным принятием законопроекта об удаленке и порядке компенсации дополнительных расходов работников, которые возникают, например, при работе на личном компьютере, возникает вопрос – как это будет реализовано на практике?

Согласно тексту законопроекта, компенсация не будет обязанностью работодателя, это скорее предмет торга. Работник может запросить возмещение затрат, а работодатель, в свою очередь, увеличить его оклад за счет сокращения трат на организацию рабочего места в офисе.

Помимо этого, в условиях новой реальности возникает необходимость создания формы отчетности для сотрудников, с помощью которой они смогут подтвердить, когда начали и закончили рабочий день, а также необходимость обозначенной организации режима труда и отдыха.

Скачать бесплатную версию программы

authorАдаптация к пандемии: новое в табеле и трудовом кодексе